Вологодский научный центр Российской академии наук
24.09.202009.2020с 01.01.2020
Page views
Visitors
* - daily average in the current month
RuEn

Рекомендации для рецензентов

На сайте журнала «Научный редактор и издатель» размещены материалы, полезные для всех участников редакционно-издательского процесса. В том числе – рецензенты найдут советы, которые помогут им на разных стадиях рецензирования рукописей.

В статье «Практическое руководство для начинающих рецензентов. По материалам Editage Insights» предлагаются три стадии работы над рецензией.

Первое прочтение: формирование первого впечатления

Получив рукопись на рецензирование, бегло просмотрите ее. Это первое прочтение поможет вам сформировать общее впечатление и оценить качество рукописи.

10 вопросов, на которые рецензенту нужно получить ответ после первого прочтения.

  1. Привлекает ли внимание название рукописи?
  2. В достаточной ли мере название рукописи отражает ее содержание?
  3. Является ли исследование оригинальным (если оригинальность важна для журнала)?
  4. Рассматривалась ли тема в существующей литературе?
  5. Актуальна ли тема для конкретной области исследования?
  6. Будет ли статья представлять интерес для целевой аудитории журнала?
  7. Вносит ли исследование какой-либо существенный вклад в научную область, заполняет ли пробел в существующей литературе?
  8. Способствует ли структура и организация рукописи восприятию исследования читателем?
  9. Является ли стиль статьи четким и понятным?
  10. Все ли соответствующие этические принципы соблюдены (обозначен возможный конфликт интересов, получено информированное согласие)?

Советы

  • Делайте краткие заметки во время первого прочтения, это поможет убедиться, что вы учли все свои замечания при написании рецензии.
  • К концу вашего первого прочтения вы сможете оценить потенциал, необходимый для изучения рукописи, и понять, сколько усилий потребует написание полного текста рецензии.
  • Если вы заметили что-то, что делает рукопись непригодной для публикации (например, существенный недостаток методологии, который очевиден сразу же), вы можете на этом закончить рецензирование. Однако не забудьте обосновать свое мнение соответствующими доказательствами.

Второе прочтение: последовательное изучение рукописи

Читая рукопись во второй раз, переходите от раздела к разделу. Начните с авторского резюме, которое даст общее представление об исследовании, и читайте все разделы последовательно, чтобы убедиться, что рукопись содержит все необходимые элементы научного исследования.

14 вопросов, которые помогут вам определить, что следует искать в каждом разделе рукописи.

  1. Корректно ли в авторском резюме представлен обзор исследования?
  2. Описывается ли во введении контекст исследования, информативен ли обзор предпосылок, предваряющих изучение авторами проблемы?
  3. Процитированы ли актуальные и соответствующие теме источники?
  4. Четко ли изложена гипотеза и сформулированы цели исследования?
  5. Достаточно ли сильным является дизайн исследования?
  6. Достаточно ли подробно описаны методы исследования, чтобы было возможным воспроизвести его результаты?
  7. Используется ли соответствующий статистический анализ?
  8. Все ли результаты отражены
  9. Является ли авторская интерпретация результатов убедительной?
  10. Достаточно ли данных для обоснования результатов?
  11. Соответствует ли содержание таблиц и рисунков информации, представленной в тексте статьи?
  12. Читаемы ли таблицы и рисунки, легко ли их интерпретировать?
  13. Упомянуты ли ограничения исследования?
  14. Предложены ли дальнейшие направления исследований?

Советы

  • При повторном прочтении рукописи отметьте все ошибки и фрагменты, требующие доработки, которые вы заметили.
  • Разделите проблемы на основные и второстепенные, это пригодится при подготовке полного текста рецензии.
  • В некоторых случаях, если вы считаете, что у вас есть предложение, как что-то можно исправить или пересмотреть, включая незначительные ошибки, такие как грамматически

Отчет: написание рецензии.

Когда вы полностью оценили рукопись, вы можете приступить к написанию рецензии. Используйте заметки, сделанные при первом и втором прочтениях рукописи.

  1. Начните с краткого изложения рецензии.
  2. Поделитесь общим впечатлением от работы, опишите, какой вклад она внесет в развитие конкретной научной области и почему будет представлять интерес для целевой аудитории.
  3. Разделите замечания к различным разделам рукописи на основные и второстепенные.
  4. Делитесь конкретными комментариями и предложениями о содержании каждого раздела, а также о структуре и организации рукописи.
  5. Обоснуйте свои замечания конкретными доказательствами и примерами, если это необходимо.
  6. Будьте внимательны при написании второстепенных комментариев – включайте только незначительные ошибки. К ним относятся, например, неправильная маркировка рисунка, орфографические или грамматические ошибки, а также стилистические ошибки и недостатки форматирования.
  7. Будьте внимательны при написании комментариев – будьте объективны, но не грубы и не слишком критичны. Попытайтесь взглянуть на это с точки зрения автора и вспомнить, каково получать такие комментарии.
  8. Убедитесь, что ваша рецензия справедлива и максимально конструктивна. Если вы критикуете, убедитесь, что вы делаете это корректно, указывая конкретные предложения для решения проблемы.
  9. Составьте отдельный список комментариев, предназначенных только для редактора.
  10. Сообщайте редактору о любых предполагаемых нарушениях этики, например, о плагиате, фальсификации данных и т. д.
  11. Подготовьте для редактора рекомендации для принятия, отклонения, внесения значительных или незначительных изменений и укажите причины своего мнения.

Все материалы журнала «Научный редактор и издатель»