На сайте журнала «Научный редактор и издатель» размещены материалы, полезные для всех участников редакционно-издательского процесса. В том числе – рецензенты найдут советы, которые помогут им на разных стадиях рецензирования рукописей.
В статье «Практическое руководство для начинающих рецензентов. По материалам Editage Insights» предлагаются три стадии работы над рецензией.
Первое прочтение: формирование первого впечатления
Получив рукопись на рецензирование, бегло просмотрите ее. Это первое прочтение поможет вам сформировать общее впечатление и оценить качество рукописи.
10 вопросов, на которые рецензенту нужно получить ответ после первого прочтения.
- Привлекает ли внимание название рукописи?
- В достаточной ли мере название рукописи отражает ее содержание?
- Является ли исследование оригинальным (если оригинальность важна для журнала)?
- Рассматривалась ли тема в существующей литературе?
- Актуальна ли тема для конкретной области исследования?
- Будет ли статья представлять интерес для целевой аудитории журнала?
- Вносит ли исследование какой-либо существенный вклад в научную область, заполняет ли пробел в существующей литературе?
- Способствует ли структура и организация рукописи восприятию исследования читателем?
- Является ли стиль статьи четким и понятным?
- Все ли соответствующие этические принципы соблюдены (обозначен возможный конфликт интересов, получено информированное согласие)?
Советы
- Делайте краткие заметки во время первого прочтения, это поможет убедиться, что вы учли все свои замечания при написании рецензии.
- К концу вашего первого прочтения вы сможете оценить потенциал, необходимый для изучения рукописи, и понять, сколько усилий потребует написание полного текста рецензии.
- Если вы заметили что-то, что делает рукопись непригодной для публикации (например, существенный недостаток методологии, который очевиден сразу же), вы можете на этом закончить рецензирование. Однако не забудьте обосновать свое мнение соответствующими доказательствами.
Второе прочтение: последовательное изучение рукописи
Читая рукопись во второй раз, переходите от раздела к разделу. Начните с авторского резюме, которое даст общее представление об исследовании, и читайте все разделы последовательно, чтобы убедиться, что рукопись содержит все необходимые элементы научного исследования.
14 вопросов, которые помогут вам определить, что следует искать в каждом разделе рукописи.
- Корректно ли в авторском резюме представлен обзор исследования?
- Описывается ли во введении контекст исследования, информативен ли обзор предпосылок, предваряющих изучение авторами проблемы?
- Процитированы ли актуальные и соответствующие теме источники?
- Четко ли изложена гипотеза и сформулированы цели исследования?
- Достаточно ли сильным является дизайн исследования?
- Достаточно ли подробно описаны методы исследования, чтобы было возможным воспроизвести его результаты?
- Используется ли соответствующий статистический анализ?
- Все ли результаты отражены
- Является ли авторская интерпретация результатов убедительной?
- Достаточно ли данных для обоснования результатов?
- Соответствует ли содержание таблиц и рисунков информации, представленной в тексте статьи?
- Читаемы ли таблицы и рисунки, легко ли их интерпретировать?
- Упомянуты ли ограничения исследования?
- Предложены ли дальнейшие направления исследований?
Советы
- При повторном прочтении рукописи отметьте все ошибки и фрагменты, требующие доработки, которые вы заметили.
- Разделите проблемы на основные и второстепенные, это пригодится при подготовке полного текста рецензии.
- В некоторых случаях, если вы считаете, что у вас есть предложение, как что-то можно исправить или пересмотреть, включая незначительные ошибки, такие как грамматически
Отчет: написание рецензии.
Когда вы полностью оценили рукопись, вы можете приступить к написанию рецензии. Используйте заметки, сделанные при первом и втором прочтениях рукописи.
- Начните с краткого изложения рецензии.
- Поделитесь общим впечатлением от работы, опишите, какой вклад она внесет в развитие конкретной научной области и почему будет представлять интерес для целевой аудитории.
- Разделите замечания к различным разделам рукописи на основные и второстепенные.
- Делитесь конкретными комментариями и предложениями о содержании каждого раздела, а также о структуре и организации рукописи.
- Обоснуйте свои замечания конкретными доказательствами и примерами, если это необходимо.
- Будьте внимательны при написании второстепенных комментариев – включайте только незначительные ошибки. К ним относятся, например, неправильная маркировка рисунка, орфографические или грамматические ошибки, а также стилистические ошибки и недостатки форматирования.
- Будьте внимательны при написании комментариев – будьте объективны, но не грубы и не слишком критичны. Попытайтесь взглянуть на это с точки зрения автора и вспомнить, каково получать такие комментарии.
- Убедитесь, что ваша рецензия справедлива и максимально конструктивна. Если вы критикуете, убедитесь, что вы делаете это корректно, указывая конкретные предложения для решения проблемы.
- Составьте отдельный список комментариев, предназначенных только для редактора.
- Сообщайте редактору о любых предполагаемых нарушениях этики, например, о плагиате, фальсификации данных и т. д.
- Подготовьте для редактора рекомендации для принятия, отклонения, внесения значительных или незначительных изменений и укажите причины своего мнения.
Все материалы журнала «Научный редактор и издатель»